ПОЧИТАТЬ
О детях и родителях
О детях и родителях

О детской игрушке.
Бояться ли страшных игрушек?

Александра Романова, психолог

Александра Романова, психолог

Страшные игрушки существовали во все времена. Такие игрушки чаще всего изображали пугающих сказочных персонажей и мифических существ. В русской народной традиции они широко представлены в резной деревянной игрушке, игрушках из глины - дымковской, филимоновской и др. Эти фигурки изображают "страшных" животных: медведя, волка, льва и сказочных, фантастических "чудовищ" - Тяни-Толкая, Змея-Горыныча и пр. Эти хорошо знакомые детям персонажи, их внешний вид (часто нарочито потешный), рукотворность таких игрушек и их зависимость от действий ребенка - все это способствовало преодолению страхов малыша.

Сегодня индустрия игрушек развивается совсем в ином русле. Массовое производство и потребление привело к детализации и натурализации игрушки, традиции и преемственность уступили место техническому прогрессу. Страшные игрушки стали одними из самых ярких, а значит, и привлекательных для покупателя; они перестали занимать свою особую нишу и заполонили прилавки. Устрашающий внешний вид игрушки потерял свою знаковость и стал просто одним из способов привлечения внимания.

Покупая современную страшную игрушку, родители часто даже не подозревают о том, какой вред наносят своему малышу. Ребенок радуется каждой новой покупке и нисколько не пугается, получая в подарок очередного "монстра". Стараясь угодить своему ребенку и покупая ему все новых и новых "забавных", с их точки зрения, роботов и чудовищ, мамы и папы не только тормозят и задерживают его развитие, но и порой направляют это развитие в неведомое им самим русло, воспитывая в ребенке агрессивность, жестокость и закрытость.

Для чего нужны страшные игрушки

Так же, как с самого начала существовали, наряду с добрыми героями сказок, мифов и былин, злые, так же и страшные игрушки, изображавшие этих персонажей, были всегда. Как и другие образные игрушки, они выполняли роль посредников между внутренним миром ребенка и внешней, окружающей его реальностью. Однако, если "обычные", нестрашные, игрушки служат для присвоения и выражения позитивного опыта малыша, то пугающие, отталкивающие игрушки нужны для обыгрывания негативных эмоций и событий из жизни ребенка. Отражая в таких игрушках собственную агрессию и страх, дети учатся их распознавать и контролировать. Еще одна важная функция страшных игрушек - нравственное воспитание малыша. Ребенку легче различать добро и зло, имея перед собой соответствующие яркие примеры из сказок.  Традиционные страшные игрушки, уходящие корнями в мир сказки, служат этой цели, они являются прообразами душевной жизни ребенка, позволяют малышу "отыграть" и тем самым преодолеть свои негативные эмоции, осознать и оценить собственные дурные и добрые поступки.

Любые мифические, сказочные персонажи представляют собой архетипические, то есть универсальные, общечеловеческие, образы добра и зла. Сказка, несмотря на кажущуюся фантастичность, на самом деле моделирует ситуации, с которыми малышу предстоит столкнуться в реальной жизни, учит его смелости, благородству, настойчивости. Традиционные страшные игрушки, уходящие корнями в мир сказки, служат той же цели, они являются прообразами душевной жизни ребенка, позволяют малышу "отыграть" и тем самым преодолеть свои негативные эмоции, осознать и оценить собственные дурные и добрые поступки.

Такие страшные игрушки существуют и сегодня. К ним относятся, прежде всего, куклы, изображающие страшных и злых персонажей сказок: Бабу Ягу, волка, Змея Горыныча и т.д. Устрашающая внешность этих персонажей соответствует их внутренней сути: они страшные, потому что злые. В то же время, каждый из этих героев имеет свой уникальный, порой неоднозначный характер, прекрасно известный любому малышу из сказок. Именно поэтому страх, который они вызывают у ребенка, в некоторой степени условен. Каждый из этих персонажей, его внешность, характер и возможные дурные поступки хорошо известны любому малышу заранее, так же, как и способы преодоления всех этих "ужасных" качеств. Любого дракона можно обвести вокруг пальца, крокодила посадить в клетку и отправить в Африку, а с Бабой Ягой, при желании, можно даже договориться. Предсказуемость этих "страшных" героев позволяет ребенку свободно манипулировать с ними в игре, а значит, преодолевать свой страх.

К традиционным страшным игрушкам можно также отнести всевозможные устрашающие маски, карнавальные костюмы отрицательных героев, игрушечное оружие. Эти атрибуты сюжетно-ролевой игры служат той же цели, что и образные игрушки, - помогают ребенку "опредметить" воображаемую реальность, "вжиться" в желаемый образ. Так же как и кукол, традиционные страшные маски и костюмы отличает простота и обобщенность в сочетании с узнаваемостью персонажа. Чаще всего, акцент делается на одну или две основные детали: крючковатый нос и острые зубы - Баба-Яга, повязка на одном глазу - пират.

Современные страшные игрушки

Совсем иначе обстоит дело с многочисленной  категорией современных "страшных" игрушек. К ней относятся всевозможные монстры, роботы-трансформеры, киборги, устрашающего вида животные и насекомые. Сюда же можно отнести и так называемых "expression dolls", кукол с утрированными и странными выражениями лица: одни из них плачут, другие сердятся, третьи показывают язык, у четвертых на лице старческие морщины или прыщи.  Для этой группы "страшных" игрушек характерны совершенно иные черты, чем для традиционных.

Обилие деталей, всевозможные технические "навороты", делают образ игрушки привлекательным, но слишком сложным для понимания малыша. Часто совершенно не ясно, что это за существо - человек, животное или вообще машина. Если для взрослого человека слова "мутант" и "биоробот" несут какую-то смысловую нагрузку, то маленькому ребенку, у которого только складывается представление о мире, они ничего объяснить не могут. В результате, подобные герои со "сверхчеловеческими" способностями, иногда в "железной броне" и с закрытыми маской лицами, становятся для ребенка образцом для подражания, образом того, каким на самом деле должен быть человек.

Что касается внутреннего, содержательного аспекта таких игрушек, то он полон противоречий. Большая часть подобных персонажей (Человек-паук, Шрек, Бэтмен, черепашки-ниндзя и пр.), несмотря на свою устрашающую внешность, позиционируются как "добрые" и "хорошие". При этом основным их занятием (и это наглядно отражено в их внешнем облике) являются драки и борьба с очень похожими на них, но якобы "злыми" героями. Такая неочевидная связь внешнего и внутреннего доступна пониманию взрослого, уже сложившегося человека, но не маленького ребенка. Главная опасность таких страшных игрушек заключается в том, что они стирают грань между хорошим и плохим, добрым и злым. Малыш, представления которого о добре и зле только складываются, нуждается в их четком разделении и простой символизации в игрушке.

То же самое можно сказать и о новых страшных масках. Для них характерна та же тенденция к дегуманизации, что и для современных страшных игрушек. Страшные черты в них преувеличены, утрированы, а фантастичность образов, благодаря современным материалам (мягкому пластику и резине) становится настолько правдоподобной, что пугает даже взрослых. Современные маски и костюмы, которые мы сегодня видим в магазинах, сложно использовать для игры. Внешнее соответствие персонажу настолько полное, что не требует внутренних усилий ребенка: достаточно просто надеть костюм Киборга, чтобы стать им.

"Страшилки" для разного возраста

Итак, "страшные" игрушки могут быть очень разными. Но могут ли они быть полезными, нужны ли они ребенку? Ответ на этот вопрос зависит от возраста вашего ребенка.

Если малышу нет еще трех лет, то "страшные" игрушки не только не будут полезны, но могут иметь негативное влияние на его развитие. Малышей в этом возрасте легко напугать, но они еще не могут "обыграть" свой страх и таким образом справиться с ним. Слишком сильные впечатления, такие, как появление страшной игрушки в детской или просмотр пугающего мультфильма, могут серьезно повредить ребенку. Следует оградить малыша и от страшных игрушек. Если вы заметили, что какая-то, даже самая безобидная на вид игрушка пугает ребенка, лучше сразу уберите ее. Это могут быть любые предметы, вплоть до погремушек, однако, чаще всего, такое случается с заводными и электронными игрушками, слишком большими или слишком яркими и издающими резкие и громкие звуки.

В дошкольном возрасте, от трех до шести лет, дети "отыгрывают" полученные впечатления, в том числе содержание сказок и мультфильмов, примеривают на себя положительные и отрицательные роли. Именно в этот период дети наиболее восприимчивы к всевозможным сказочным и волшебным мотивам.  Дошкольник переживает бурный рост фантазии, но еще плохо умеет ей управлять, и с этим связана опасность бесконтрольного взаимодействия со страшной игрушкой в этом возрасте. Страшная игрушка для ребенка, как и всякая другая образная, это ожившая сказка, мультфильм или история и, одновременно, символическое выражение его собственных эмоций, страхов и переживаний. Особенно захватывающими для малыша становятся сюжеты о борьбе добра и зла, победе положительных героев над отрицательными. Для их разыгрывания у ребенка может возникнуть собственная потребность в страшных игрушках. Однако, даже в этом случае, игра с ними должна осуществляться под контролем взрослых. Не стоит дарить страшные игрушки ребенку или оставлять их "жить" в детской. Пусть они хранятся в недоступном ребенку месте и по мере необходимости вместе с вами "приходят" к малышу в игру. Ребенок дошкольного возраста легко "застревает" на образе игрушки, она навязывает ему свое настроение и соответственно характер игры.

Произвольность памяти, внимания и воображения формируется к шести годам. Шестилетний ребенок уже умеет управлять своим поведением и эмоциями, в том числе негативными, контролировать свой страх. Игра начинает носить все более формальный характер, ее содержанием в большей степени становятся правила и взаимодействие с партнером, а не сам сюжет. Меняется и отношение к игрушкам, в том числе и страшным. Если в раннем и дошкольном возрасте игрушка как бы обладает "собственной" активностью, побуждающей малыша к порой пугающим его самого действиям, то в старшем дошкольном возрасте ребенок уже в состоянии сам выбирать и удерживать сюжет. Кроме того, в этом возрасте перед детьми впервые во всей остроте встают нравственные вопросы, К шести годам социальный мир ребенка перестает ограничиваться семьей и ближайшим окружением. Полученный опыт взаимодействия с другими людьми дает ребенку реальное представление о существующих в обществе морально-нравственных нормах. Их присвоение, естественно, осуществляется в игре. И здесь игры в добрых и злых героев вместе с чтением "нравоучительных" сказок становятся одним из важнейших развивающих занятий для ребенка.

Все это позволяет рекомендовать активное использование страшных игрушек именно в этом возрасте. Хотя для детей этой возрастной группы современные монстры и чудовища уже не представляют такой опасности, предпочтение стоит все же отдавать традиционным страшным игрушкам. Именно такие игрушки, уходящие корнями в волшебную сказку, обладает достаточной глубиной и, одновременно, четкостью характера, позволяющими ребенку вкладывать в них собственные переживания и разрешать с их помощью собственные нравственные конфликты.

Полностью статья была опубликована в журнале "Мама и Малыш"

 

 

КОММЕНТАРИИ 

Беременность и роды

Отзывы Написать комментарий